BigEdu.ru
» » » Социальная мобильность и стратификация
Вернуться назад

Социальная мобильность и стратификация

1. Примеры социальной мобильности

Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации, т.е. речь идет об изменении социального статуса.

Вертикальная мобильность – это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению.

В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (например, карьера и люмпенизация). В развитых странах мира восходящая ветвь вертикальной мобильности превосходит нисходящую на 20%. Однако большинство людей, начиная свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями уровне, лишь незначительно продвигаются вперед (чаще всего, на 1–2 ступени).

а) Восходящей межпоколенной мобильности.

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность предполагает, что дети занимают иное положение по отношению к положению своих родителей.

Например, родители крестьяне, а сын академик; отец рабочий на заводе, а сын, управляющий банком. И в первом и во втором случае, подразумевается, что дети по сравнению с родителями имеют более высокий уровень дохода, социального престижа, образования и власти.

б) Низходящей групповой мобильности.

Групповая мобильность – изменение социального положения целого класса, сословия, касты, группы. Как правило, при групповой мобильности, перемещения происходят в силу каких-то объективных причин, и при этом происходит коренная ломка всего уклада жизни и изменение самой системы стратификации.

Например, изменение положения дворянского сословия и буржуазии в России в результате революции 1917 г. В результате различного рода репрессий (от принудительного изъятия имущества, вплоть до физического уничтожения) наследственная аристократия и буржуазия утратили свои ведущие позиции.

в) Групповой географической.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, смена рабочего места с сохранением прежней заработной платы, уровня власти и престижа).

Географическая мобильность не связанная с изменением статуса или группы, является разновидностью горизонтальной мобильности. Например, групповой туризм. Туристические поездки российских граждан, например, в Европу с целью ознакомления с историческими и культурными достопримечательностями.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, как в рассмотренном выше примере, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Миграция может быть добровольной. Например, массовая миграция жителей деревни в город, или массовый исход евреев под руководством Моисея из Египта в поисках земли обетованной, описанный в Библии.

Также миграция может носить насильственный характер. Например, переселение диаспоры поволжских немцев в годы правления И.В. Сталина на территорию Казахстана.

2. Примеры относительности девиации

Отклонение от принятых в обществе норм и ценностей называется девиацией. Социология изучает не любые отклонения от норм, а только те, которые вызывают общественное беспокойство: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

Таким образом, под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя.

Однако девиантное поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. При этом нельзя сказать, что личность находится в конфликте с обществом, скорее напротив, она разрабатывает пути для возможного движения всего общественного развития, выступает в роли «разведчика», за которым пойдут, если поиск приведет к успеху. Поэтому к отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического, художественного творчества.

Например, движение хиппи в середине 1960-х начале 1970-х гг. в США.Хиппи – это своеобразный протест против индустриального общества с его жёстко регламентированными нормами, рабочим днём с 9 до 18 часов и т.п. По мнению Боба Диллана, и по сей день люди пользуются плодами шестидесятых. Сегодня в современной жизни появились и стали привычными многие вещи, связанные с хиппи 1960-х: организация «Грин пис», «Всемирный день земли» 22 апреля, «фенечки», вегитаринские магазины, восточные благовония и много-много другого.

3. Стратификационный профиль

Стратификация – структурированные неравенства между различными группами людей. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum– слой, facere– делать).

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и последовательно: доход, власть, образование, престиж.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде

Внимание, отключите Adblock

Вы посетили наш сайт со включенным блокировщиком рекламы!
Ссылка для скачивания станет доступной сразу после отключения Adblock!

Скачать
Контрольные работы по социологии 1. Примеры социальной мобильности Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение
Оценок: 1000 (Средняя 5 из 5)

Наверняка у вас есть товары или услуги, продажа которых приносит вам максимальную прибыль. Для быстрого старта в сети вам необходимо создание посадочной страницы (одностраничного сайта), на которой будет размещена информация о маржинальных товарах/услугах интернет магазина. За 8 лет опыта разработки конверсионных страниц мы выработали оптимальную структуру, которая позволит привлекать через landing page больше продаж. На такую структуру «одевается» ваш контент — фирменный стиль, тексты, фотографии, уникальные торговые предложения, после чего страница выходит в свет. Разработка лендинга и запуск в сети — до 7 рабочих дней. Стоит отметить, что в разработку самой посадочной страницы входит и написание копирайтером продающих текстов для вашего бизнеса, чтобы каждый посетитель страницы захотел совершить покупку именно у вас. Результат: качественно разработаная продающая посадочная страница, которая готова приносить вам новых клиентов.

© 2016 - 2022 BigEdu.ru