Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Дисциплина
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа
Операционный (маржинальный) анализ деятельности предприятия связи
2011
Задание . Провести маржинальный анализ деятельности предприятия связи
Выполнить следующие действия.
1 Обработать исходные данные для анализа, свести их в аналитические таблицы, построить диаграмму
2 Выявить точку безубыточниости и оценить уровень и динамику зоны безопасности и запаса финансовой прочности графическим и расчетным способами
3 Оценить основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности
4 Обобщить результаты анализа, сделать общие выводы и обосновать основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности на следующий период
Исходные данные
Таблица 1 – Затраты, выручка и прибыль филиала электросвязи
Наименование показателей | Год | |
предыдущий | отчетный | |
1 Доходы основной деятельности, тыс. руб. 2 То же, по ценам предыдущего года, тыс. руб. 3 Переменные затраты, тыс. руб. 4 Постоянные затраты, тыс. руб. 5 Всего затрат на производство и реализацию услуг связи, тыс. руб. | 4482,3 4482,3 1487,1 2712.8 4199,9 | 5827,0 5020,2 1762,6 3279,4 5042,0 |
Операционный (маржинальный) анализ – это исследование факторной цепочки “затраты - объем производства – прибыль”. Составляющие этой схемы должны находится под постоянным мониторингом. Эта задача решается на основе организации раздельного учета постоянных и переменных затрат по системе директ – костинг и использовании категории маржинального дохода. Исследование соотношения “затраты – объем производства – прибыль” называется операционным или маржинальным анализом (анализ безубыточности, анализ содействия доходу). Анализ данной цепочки отвечает на вопросы:
какой объем продаж обеспечит безубыточность;
какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;
какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж;
какое влияние на уровень прибыли окажет изменение продажной цены, переменных затрат, постоянных затрат и объема производства;
как изменение структуры продаж влияет на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов.
Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход отнесенный на единицу услуги называется ставкой маржинального дохода.
Чем выше ставка маржинального дохода, тем больший вклад от услуги в покрытие общих постоянных затрат предприятия связи. Финансовое благополучие предприятия связи зависит от массы маржинального дохода и прибыли. Поэтому для определения оптимального ассортимента услуг связи следует учитывать сумму маржинального дохода, приносящего каждым видом услуг. Возможный объем услуг, в свою очередь, зависит от спроса на услуги связи и производственных возможностей предприятия связи.
Целью операционного анализа является обоснование оптимального сочетания факторов для достижения наилучших финансово-хозяйственных результатов производства.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
оценка безубыточности и финансово-хозяйственной устойчивости предприятия связи;
обоснование управленческих решений направленных на повышение прибыльности предприятия связи.
Алгоритм маржинального анализа включает ряд последовательных взаимоувязанных действий.
2. Выявление точки безубыточности и оценка уровня и динамики зоны безопасности и запаса финансовой прочности.
Проведение маржинального анализа можно реализовать графически и аналитически.
Проведём исследование аналитическим способом.
Наименование показателей | Год | Изменение | ||
Предыдущий | Отчетный | абсолютное | в % | |
1 Доходы (выручка от продаж), тыс. руб. | 4482,3 | 5827 | 1344,7 | 30,00% |
2 То же, в сопоставимых ценах, тыс. руб. | 4482,3 | 5020,2 | 537,9 | 12,00% |
3 Переменные затраты, тыс. руб. | 1487,1 | 1762,6 | 275,5 | 18,53% |
4 Маржинальный доход (п.1 – п.3), тыс. руб. | 2995,2 | 4064,4 | 1069,2 | 35,70% |
5 Постоянные затраты, тыс. руб. | 2712,8 | 3279,4 | 566,6 | 20,89% |
6 Прибыль (п.4 – п.5), тыс. руб. | 282,4 | 785 | 502,6 | 177,97% |
7 Доля маржинального дохода в выручке (п.4 / п.1) | 66,82% | 69,75% | 2,93% | 4,38% |
8 Безубыточный объем продаж, тыс. руб. | 4059,69 | 4701,57 | 641,88 | 15,81% |