BigEdu.ru
» » » Поиск выгоды в соматическом заболевании
Вернуться назад

Поиск выгоды в соматическом заболевании

Тарасов В.В., Малейчук Г.И.

Стратегически важным уровнем в формировании внутренней картины болезни является мотивация больного. От этого во многом зависят особенности протекания заболевания и лечение больного. Мотив - это самый мощный рычаг, управляющий нашими поступками и также отвечающий за наши телесные изменения.

Целью нашего исследования явилось теоретическое и эмпирическое исследование выгоды соматического заболевания.

В психологической литературе встречаются различные термины, подразумевающие выгоду заболевания: «выгодность болезни», «условная приятность болезни», «ВОЛИ К болезни», «бегство в болезнь», «устремление к болезни», «искание болезни». К одному понятию никто, конечно же, не пришел. Впервые о выгоде болезни заговорил З.Фрейд, заметив взаимосвязь в возникновении телесного симптома и его ценности для пациента. Он ввёл понятия «первичная выгода» и «вторичная выгода».

Первичная выгода - бессознательное стремление извлечь выгоду из невротического расстройства или соматической болезни. Эта выгода относится к мотивам, ведущим к образованию и первому проявлению симптомов, то есть она участвует в симптомообразовании.

Вторичная выгода - это та выгода, которую больной получает от сформировавшегося заболевания, то есть преимущество, которое он даже не предполагал и не намеревался получить в период возникновения заболевания. Он заранее не рассчитывал, что ему будут оказаны какие-либо привилегии или будет получен с этого прок. Заболев, больной, может стать объектом заботы, он может не ходить на работу, может манипулировать близкими, удовлетворяя этим свои потребности и т.д.

Психоаналитики утверждают, что в основе возникновения истерических конверсионных симптомов лежат первичные и вторичные выгоды. Заболевание не допускает внутренний конфликт до сознания, защищая «Я» от тяжёлых переживаний и опасностей. Симптом является разрешением конфликта, а также он может представлять собой самое безопасное и социально допустимое решение проблемы.

В медицинской литературе встречаются следующие термины, сообщающие о выгоде заболевания: аггравация, осознанное искажение оценки болезни, имитируемое расстройство, метасимуляция, симуляция, искусственные болезни. Они не говорят о бессознательных мотивах возникшего заболевания, а понимают, что заболевание может нести в себе некоторые функции, с помощью которых больной может достигать определённых целей. Пациент приспосабливается к болезни и начинает выжимать из неё максимум, который можно получить.

Исследовать выгоду соматического заболевания сложно так, как она может быть неосознаваемая человеком или очень хорошо осознаваемая, но по каким-либо причинам скрывается больным- В результате поисков нами не было найдено какой-либо классификации выгод заболевания и диагностического инструментария для исследования выгоды заболевания. В связи, с чем мы поставили цель разработать диагностический опросник, выявляющий выгоду соматического заболевания.

На базе гастроэнтерологического отделения областной больницы города Бреста, нами было проведено пилотажное исследование больных с желудочно-кишечными заболеваниями.

Для исследования использовался метод клинического интервьюирования. Во время интервью акцент делался на положительные стороны заболевания, на позитивные моменты нахождения больных в больнице.

В результате было опрошено 10 мужчин и 10 женщин, возрастом от 22 до 75 лет. Полученные данные были проанализированы и составлена следующая классификация выгод:

«отдых» - возможность заняться любимым делом; возможность восстановить силы от работы; возможность отдохнуть от повседневных проблем; возможность выспаться; возможность получить время для отдыха;

«внимание» - получение большего внимание от близких; особенное внимание со стороны знакомых, медперсонала; возможность почувствовать себя нужным;

«эмоциональное равновесие» - снятие эмоционального напряжения; избегание конфликтов, трудных, проблематичных отношений с окружающими и с близкими людьми:

«возможные социальные или материальные льготы» - возможность

получать деньги за заболевание (от государства, от близких людей); получение социальных льгот (оформление инвалидности, возможность не идти в армию и другие льготы).

Разработка опросника проходила на основе данной классификации выгод. Опросник состоит из 24 фраз-утверждений, отражающих каждую группу выгод в виде проблем. На каждое утверждение необходимо отвечать «верно» или «неверно». Опросник был проверен на содержательную экспертную валидность. Коэффициент ретестовой надёжности через недельный промежуток составляет - 0, 7.

Таким образом, нами разработан «Опросник выгоды соматического заболевания». Он может использоваться для изучения внутренней картины болезни, а также для клинической и профилактической работы с психосоматическими расстройствами или соматическими заболевания.

Внимание, отключите Adblock

Вы посетили наш сайт со включенным блокировщиком рекламы!
Ссылка для скачивания станет доступной сразу после отключения Adblock!

Скачать
Статьи по психологии и педагогике Тарасов В.В., Малейчук Г.И. Стратегически важным уровнем в формировании внутренней картины болезни является мотивация больного. От этого во многом
Оценок: 1001 (Средняя 5 из 5)

Наверняка у вас есть товары или услуги, продажа которых приносит вам максимальную прибыль. Для быстрого старта в сети вам необходимо создание посадочной страницы (одностраничного сайта), на которой будет размещена информация о маржинальных товарах/услугах интернет магазина. За 8 лет опыта разработки конверсионных страниц мы выработали оптимальную структуру, которая позволит привлекать через landing page больше продаж. На такую структуру «одевается» ваш контент — фирменный стиль, тексты, фотографии, уникальные торговые предложения, после чего страница выходит в свет. Разработка лендинга и запуск в сети — до 7 рабочих дней. Стоит отметить, что в разработку самой посадочной страницы входит и написание копирайтером продающих текстов для вашего бизнеса, чтобы каждый посетитель страницы захотел совершить покупку именно у вас. Результат: качественно разработаная продающая посадочная страница, которая готова приносить вам новых клиентов.

© 2016 - 2022 BigEdu.ru