BigEdu.ru
» » » Единство образов мира: от синкретизма древних к философии всеединства
Вернуться назад

Единство образов мира: от синкретизма древних к философии всеединства

Ахмедьянова И.Д.

Истина едина – хотя ее могут сказать тысячи людей на тысячи ладов.

Гессе

В настоящее время происходит сближение древнего и современного мышления, постепенно отходящего от рационального подхода к действительности. Это возвращает нас к первобытным представлениям о неразрывном единстве человека - природы - космоса. Новейшие взгляды на мироздание, в основе которых - духовные начала, обращают современных людей к религии, к постижению всеединства мира.

По В.С.Соловьеву, принцип мирового всеединства, гармонии становится смыслом, главной идеей жизни человечества с момента его зарождения. В.С.Соловьев явился основоположником русской философии всеединства, и он определил актуальность задач по изучению древней религии на материалах первобытной мифологии для того, чтобы ввести ее в широкое русло всемирно-исторического развития истины. Его учение было не столько теоретической системой, сколько философией жизни, обращенной к человеку [1].

В философии великого восточного мыслителя Авиценны (в ее духовной части) главное определялось как стремление всего сущего к своему истоку, которое есть Творец, и как желание каждого мыслящего существа увидеть, познать свой первый Принцип, Абсолют, глубоко запечатленный в душе [2].

В немецкой философии трансцендентное у Канта и духовное у Фихте выделяются как носители знания, которые в картине мира - единственная реальность. Гегель доводит идеи трансцендентного до логического конца. Он освобождает дух от человеческой души. В качестве одной из форм самораскрытия абсолютного духа им рассматривается искусство, где искусство - это эпоха, постигнутая в чувственно-образной форме - “дух времени”. Определяя понятие шедевра как “зрелища внутренней гармонии”, он предполагает такую глубину понимания искусства как части целого мира [3].

В целом, тесная взаимосвязь искусства и религии определяется рядом общих моментов. Главное, они выражают ценностное отношение человека к действительности, к миру бытия, к смыслу собственной жизни и будущего своей земли.

Искусство и религия были тесно переплетены в структуре древнего синкретического сознания. Культура существовала в концентрировании своих ценностей, образов и значений вокруг мифологии как ядра, синтеза общей идеи и конкретного образа. Религиозный культ и ритуальные действия строились на художественно-эстетической основе, где художественные элементы ритуала воздействовали на сознание человека. Древние обряды представляли собой целостное сакрально-художественное действо, в которое включались и окружающая природа (земля, пещеры, горы, источники), и художественные предметы культа, и песни, музыка, и слово жреца.

Древняя и традиционная культура Урала в наскальной живописи пещеры Шульганташ, в кубаире Урал-батыр, в структуре планировки Аркаима, в образах сарматского “звериного стиля”, в башкирском народном творчестве хранила космогонические образы, раскрывающие единые связи природы и человека. Культура Южного Урала - яркое явление духовной жизни, создаваемое в течение многих веков, - интересна мировой художественной культуре потому, что в ее основе лежит единство образов мира. В ней изначально заложено понимание гармонии мира, высшего смысла жизни.

В работах М.Элиаде идея космоса связывается с концепцией сакрального. По его мнению, Космос - основное начало в жизни древнего человека. Он показывает это на примерах космогонических мифов о Вселенной, где в древней картине мира все причастно космосу, выводимо из него и возводимо к нему же [4].

Идеями единства мира пронизана вся человеческая культура от древней и традиционной народной культуры до современных представлений о гармонии мироздания. Так, в основе древневосточной философии лежат три принципа: 1) единство человека и природы; 2) развитие творчества по отношению к миру; 3) дуальность.

Вследствие двойственности мира он во всех отношениях упорядочен, целостен и един. Например, Хуэй Ши говорил о подобии части (низшего) своему целому (высшему), “малого единства - великому единству”, порядочность людей и богов считал выражением физической упорядоченности Вселенной. Поэтому принцип единства человека и природы стал основой представления сначала о нравственной, а затем и общемировой саморегуляции [5]. Позже, в средневековье, эти представления приобрели конкретный религиозный характер.

Следующий принцип - развитие творческого отношения к миру. В философии веданты считалось, что эволюция мира есть эволюция самообнаружения бога в мире благодаря силе “майя”. В Упанишадах абсолютный дух, или бог “Брахман”, творит материю, природу, чередуя созидание с разрушением того, что сделано: “день Брахмы - ночь Брахмы”. Древнеиндийская теория циклового развития Вселенной, которая навеяна сменой времен года, дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти, является развитием более древних представлений о единстве образов мира [5].

Идея дуальности лежит в основе концепции мирового единства, где дуализм - источник активности. У всего есть своя противоположность, и их единство выражается в третьей силе. Например, в древнекитайской философии такими силами являются янь и инь, объединенные в дао; в индийской пракрити и пуруша объединены в прадхане; в персидской Ариман и Ахурамазда объединены в Митре. В башкирской мифологии, сохранившей наиболее древний пласт мировоззрений, образы Урала и Шульгана объединены Акбузатом, вышедшим из подземных вод и помогающим человеку в битвах с силами зла достичь вершин

Внимание, отключите Adblock

Вы посетили наш сайт со включенным блокировщиком рекламы!
Ссылка для скачивания станет доступной сразу после отключения Adblock!

Скачать
Статьи по философии Ахмедьянова И.Д. Истина едина – хотя ее могут сказать тысячи людей на тысячи ладов. Гессе В настоящее время происходит сближение древнего и
Оценок: 1000 (Средняя 5 из 5)

Наверняка у вас есть товары или услуги, продажа которых приносит вам максимальную прибыль. Для быстрого старта в сети вам необходимо создание посадочной страницы (одностраничного сайта), на которой будет размещена информация о маржинальных товарах/услугах интернет магазина. За 8 лет опыта разработки конверсионных страниц мы выработали оптимальную структуру, которая позволит привлекать через landing page больше продаж. На такую структуру «одевается» ваш контент — фирменный стиль, тексты, фотографии, уникальные торговые предложения, после чего страница выходит в свет. Разработка лендинга и запуск в сети — до 7 рабочих дней. Стоит отметить, что в разработку самой посадочной страницы входит и написание копирайтером продающих текстов для вашего бизнеса, чтобы каждый посетитель страницы захотел совершить покупку именно у вас. Результат: качественно разработаная продающая посадочная страница, которая готова приносить вам новых клиентов.

© 2016 - 2022 BigEdu.ru