BigEdu.ru

Микроэкономика №4

Тема 1 (4 ч). Основы теории спроса и предложения.
Спрос. Факторы спроса. Функция спроса. Закон и кривая спроса. Обратная функция спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса.
Предложение. Факторы предложения. Функция предложения. Закон предложения. Закон и кривая предложения. Изменение величины предложения и изменение функции предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Точка устойчивого рыночного равновесия. Равновесная цена. Равновесие по Л.Вальрасу. Версия равновесия А.Маршалла.
Воздействие государства на рыночное равновесие (влияние налогов и субсидий, регулирование цен). Ограничение предложения и рыночное равновесие.

Тема 2 (2 ч). Эластичность спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса. Коэффициент ценовой эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Метод расстояний. Виды эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Виды эластичности спроса по доходу. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Виды эластичности предложения. Графики эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Тема 3 (4 ч). Теория потребительского выбора.
Кардиналистский и ординалистский подход. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Интегральная полезность. Правило максимизации интегральной полезности. Предпочтения. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. Особые конфигурации кривых безразличия. Бюджетная линия. Уравнение и наклон бюджетной линии. Точка потребительского равновесия. «Внутреннее» и «угловое» решения. Эффект дохода. Эффект замещения. Товары Гиффена. Линия «доход-потребление» и кривые Энгеля. Линия «цена-потребление» и построение кривой индивидуального спроса. Метод горизонтального суммирования и кривая рыночного спроса.

Тема 4 (2 ч). Производственная функция.
Производство. Производственные факторы. Технология. Производственная функция и ее свойства. Изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изменение технического строения и изменение технологии. Краткосрочный период. Постоянные и переменные факторы. Совокупный продукт. Средний продукт. Предельный продукт. Взаимосвязь кривых среднего и предельного продукта. Три стадии производства. Закон убывающей предельной отдачи. Долгосрочный период. Эффект масштаба (положительный, отрицательный, постоянный).

Тема 5 (3 ч). Издержки производства и экономическая прибыль.
Экономические издержки. Бухгалтерские издержки. Явные и неявные издержки. Безвозвратные издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Валовой доход. Виды издержек в краткосрочном периоде. Совокупные, постоянные и переменные издержки. Средние, средние постоянные, средние переменные издержки. Предельные издержки. Взаимосвязь предельных издержек со среднепеременными и средними издержками. Взаимосвязь издержек с производственной функцией. Функция издержек в долгосрочном периоде. Построение кривой долгосрочных средних издержек. Изокоста. Равновесная комбинация факторов производства.

Тема 6 (4 ч). Предложение в условиях совершенной конкуренции.
Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур (правило закрытия, правило предельного выпуска). Рынок совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы. Кривая предельного дохода. Условия краткосрочного равновесия конкурентной фирмы. Три стратегии фирмы в краткосрочном периоде. Краткосрочная кривая предложения отдельной фирмы. Кривая рыночного предложения. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли. Долгосрочная кривая отраслевого предложения. Отрасль с постоянными издержками. Отрасль с возрастающими издержками.

Тема 7 (3 ч). Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
Рынок чистой монополии. Входные барьеры. Естественные и закрытые монополии. Кривая спроса на продукцию чистой монополии. Кривая предельного дохода. Ценовая стратегия чистой монополии. Максимизация прибыли чистой монополии в рамках краткосрочного и долгосрочного периодов. Отсутствие кривой предложения.

Тема 8 (3 ч). Ценовая дискриминация. Монопольная власть.
Ценовая дискриминация. Идеальная ценовая дискриминация. Условия ценовой дискриминации. Последствия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке. Монопольная власть. Факторы монопольной власти. Показатели монопольной власти. Коэффициент концентрации Херфиндаля. Социальная цена монопольной власти. Безвозвратные потери общества. Государственное регулирование чистой монополии.

Тема 9 (3 ч). Рынок монополистической конкуренции.
Рынок монополистической конкуренции. Дифференциация товара. Кривая предельного дохода. Максимизация прибыли фирмы в рамках краткосрочного периода. Механизм сведения прибыли к нулевой отметке в рамках долгосрочного периода. Социальные издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Эффективный масштаб производства и величина избыточной мощности.

Тема 10 (6 ч). Олигопольный рынок.
Олигопольный рынок. Олигопольная взаимозависимость. Множественность моделей олигопольного поведения фирмы. Дуополия Курно. Кривые реагирования и «равновесие Курно». Ценовая война. Модель «Дилемма заключенного». Матрица результатов. Стратегия наименьших потерь. Модель «ломанной кривой спроса». Жесткость цен. Картельное соглашение. Лидерство в ценах. Частичная монополия. Практика сдерживания цен. Ценообразование по принципу «издержки плюс…».

22

Тема 1. Основы теории спроса и предложения (4 ч).

Вопросы:
Спрос и его факторы. Функция спроса.
Предложение и его факторы. Функция предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.
Воздействие государства на рыночное равновесие.

Вопрос № 1. Спрос и его факторы. Функция спроса.

Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
Цена данного товара (Р);
Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
Текущие доходы потребителей (V);
Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
Объективные (внешние) условия потребления (N);
Ожидания потребителей (Е).
Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:

QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.
Функция спроса от цены: QД = f (P).

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Вопрос №2. Предложение и его факторы. Функция предложения.

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.
Факторы предложения:
Цена данного товара (Р);
Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);
Издержки производства и уровень технологий (С);
Налоги и субсидии (Т);
Объективные (внешние) условия производства (N);
Ожидания производителей (Е).
Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).
Функция предложения от цены:
QS = f (P).
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.
Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Вопрос № 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Равновесная цена (Р) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
P = PD = PS – равновесная цена;
Q = PD = PS - равновесный объем производства.

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Р и избыток исчезает.
Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.
Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Вопрос № 4. причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

А. Реакция рынка на изменение «D».
Предположим, что «V» возрастает.
Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).
Дефицит (0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке 1.

В. Реакция рынка на изменение предложения.
Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.
Излишек (0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке 1.

Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».

При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Р и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

Внимание, отключите Adblock

Вы посетили наш сайт со включенным блокировщиком рекламы!
Ссылка для скачивания станет доступной сразу после отключения Adblock!

Скачать полную версию
Рефераты по экономике Тема 1 (4 ч). Основы теории спроса и предложения. Спрос. Факторы спроса. Функция спроса. Закон и кривая спроса. Обратная функция спроса. Изменение
Оценок: 815 (Средняя 5 из 5)

Наверняка у вас есть товары или услуги, продажа которых приносит вам максимальную прибыль. Для быстрого старта в сети вам необходимо создание посадочной страницы (одностраничного сайта), на которой будет размещена информация о маржинальных товарах/услугах интернет магазина. За 8 лет опыта разработки конверсионных страниц мы выработали оптимальную структуру, которая позволит привлекать через landing page больше продаж. На такую структуру «одевается» ваш контент — фирменный стиль, тексты, фотографии, уникальные торговые предложения, после чего страница выходит в свет. Разработка лендинга и запуск в сети — до 7 рабочих дней. Стоит отметить, что в разработку самой посадочной страницы входит и написание копирайтером продающих текстов для вашего бизнеса, чтобы каждый посетитель страницы захотел совершить покупку именно у вас. Результат: качественно разработаная продающая посадочная страница, которая готова приносить вам новых клиентов.

© 2016 - 2022 BigEdu.ru